На заседании РАФМ, состоявшемся 8 февраля 2016 г, ведущие эксперты аналитических компаний представили основные результаты 2016 года и дали прогноз на текущий 2017 год.
«Стабилизация и последующий рост – это то, о чем говорят в последнее время, но наш взгляд в будущее сдержанный и не оптимистичный», - отметил в начале своего выступления Глава Представительства IMS Николай Демидов. Он подчеркнул, что сокращение доходов населения и инфляция повлияли на структуру расходов, но в то же время, в 2016 году ситуация на фармацевтическом рынке изменилась в лучшую сторону по сравнению с кризисным 2015 годом.
Позитивный тренд прошедшего года отметил Генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк. «В 2016 году рынок в упаковках демонстрирует положительную динамику впервые за последние 5 лет, - констатировал он. – Если падение рынка в натуральном выражении в прошлые годы составляло в среднем -3%, то по итогам прошедшего года был отмечен прирост продаж (+1%)».
Наибольшее внимание эксперты сфокусировали на изменениях в коммерческом секторе фармацевтического рынка. В качестве ключевых трендов розничного звена Николай Демидов назвал снижение инфляции, позволившее восстановить потребление для всех групп препаратов, рост популярности локальных дженериков и ОТС-препаратов, а также «феномен» зонтичных брендов, для которых в 2016 году отмечалось лидерство по показателям прироста продаж среди других категорий аптечных товаров. Кроме того, изменения произошли в маркетинге аптечных сетей, между которыми существенно возросла борьба за бюджеты.
Сергей Шуляк высказал мнение, что в 2016 году произошло изменение ментальности у потребителей, которые почувствовали больше уверенности в завтрашнем дне. Именно поэтому динамика розничного рынка приняла положительную тенденцию, а рост в рублях происходил преимущественно за счет ОТС-препаратов. Важной тенденцией современного рынка является переход на дженерики, доля которых растет на фоне снижения долей оригинальных препаратов в стоимостном и натуральном выражении. Другой тренд 2016 года – более высокая динамика продаж отечественных препаратов.
Прогноз продаж от аналитических компаний носит умеренный характер. «Общая экономическая ситуация остается тяжелой», - подчеркнул Сергей Шуляк. - в 2017 году прирост рынка в целом составит порядка 9% в рублях». По прогнозу компании IMS, представленному Николаем Демидовым, среднегодовой темп роста рынка (CAGR) на 2017-2020 гг. достигнет +8% в розничном секторе, а в госпитальном секторе и ДЛО – порядка +3%.
Данные о ситуации на фармацевтическом рынке в 2016 году также прозвучали в выступлении Генерального директора аналитической компании ALPHARM Анны Ермолаевой, которая уделила внимание не только общерыночным показателям, но и представила анализ структуры аптечных учреждений и системообразующие сделки в календарном разрезе.
Данные исследований Ipsos Healthсare презентовал Управляющий директор компании Олег Фельдман. Особое внимание эксперт уделил растущей роли цифровых технологий в медицинском и фармацевтическом сообществе. Интернет уже вышел на первое место в качестве источника информации для провизоров, постепенно идет замена F2F-визитов электронными визитами. Происходят изменения в количестве врачей и потоках пациентов, а также в динамике врачебных назначений. Изменения, по словам Олега Фельдмана, происходят и в аптечном звене. Он указал на уменьшение числа посетителей в аптеках и существующую разницу между ведением бизнеса в сетевых и несетевых аптеках.
Тему продолжил Генеральный директор АСНА Александр Шишкин, выделивший три основных вектора прошедшего года и сегодняшнего времени – это концентрация, конкуренция и эффективность. По словам докладчика, конкуренция растет за счет развития аптечных сетей. Выходит на первый план умение управлять и выполнять взятые обязательства. «Сейчас мы уже чувствуем конкуренцию не только внутри ритейла, но и со стороны дистрибуции, - отметил он, - что может самым серьезным образом «перекроить» рынок и подтолкнуть аптеки к организации собственной логистики». Усиливается концентрация рынка и меняется отношение к эффективности. В этих условиях управление ассортиментом аптеки становится основным фактором. В завершение выступления Александр Шишкин подчеркнул важность новых эффективных каналов коммуникации и digital-технологий, внедрение которых, по его мнению, серьезно изменит существующий рынок.