12 октября в Москве пройдет XV Всероссийский форум Службы крови. Мероприятие организует Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России. В преддверии форума руководитель агентства Вероника Скворцова в интервью ТАСС рассказала о цифровом развитии единой донорской базы и обеспеченности российского здравоохранения кровью и ее компонентами.
— Вероника Игоревна, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с донорством и заготовкой крови в стране?
— Российские учреждения Службы крови полностью покрывают потребность системы здравоохранения в компонентах крови для клинического использования. Сегодня 25 тыс. л крови находятся на хранении и готовы к выдаче. Из них 7,5 тыс. л — это компоненты редких групп и фенотипов. Кроме того, заготовлено 417 тыс. л плазмы.
За девять месяцев текущего года донорами стали более 1,2 млн человек, благодаря чему заготовлено более 1,7 млн л цельной крови и свыше 720 тыс. л плазмы. Это выше показателей аналогичного периода 2022 года.
— Какие регионы сейчас наиболее активны в плане донорства?
— Наибольший прирост числа доноров крови и ее компонентов отмечается в Амурской области и Хакасии — он составляет 10%. В Архангельской и Волгоградской областях, а также в Адыгее — 9%.
Если говорить об абсолютных цифрах, то одними из наиболее активных регионов по донорству крови традиционно являются Москва и Санкт-Петербург. Это можно объяснить концентрацией в мегаполисах крупных федеральных клиник, предоставляющих высокотехнологичные виды помощи, в том числе гематологического и онкогематологического профиля.
— Санкции влияют на развитие российской Службы крови?
— Санкционная политика Запада в отношении нашей страны не только не ухудшила работу отечественной Службы крови, но и стимулировала ее к развитию. Я имею в виду разработку новых и наращивание объемов выпуска уже существующих препаратов из плазмы, а также медизделий.
— Как развивается служба крови в части цифровизации?
— 15 лет назад мы создали единую базу данных донорства крови. Это уникальный цифровой сервис в здравоохранении. Она обеспечивает сквозной контроль безопасности всех компонентов, отслеживает все проведенные донации и риски, которые могут повлиять на состояние пациентов. В работе базы использовали современные решения в области информационных технологий, что обеспечило высокий уровень автоматизации, стандартизации и унификации технологических процессов. Благодаря этому неблагоприятное влияние человеческого фактора на результаты анализов исключено.
При этом мы продолжаем повышать уровень защищенности крови и ее компонентов, в том числе от недобросовестных иностранных пользователей. Например, в 2024 году запланирована модернизация базы с полным переходом на отечественное ПО на основе цифровой платформы "Гостех". Мероприятия будут проходить при поддержке Минцифры, окончание работ запланировано в 2025 году.
— Заготовка плазмы стала одним из направлений импортозамещения. Как будет развиваться это направление в будущем году?
— Сегодня перед нами стоит важнейшая задача, особенно на фоне санкционного давления, — обеспечить страну отечественными препаратами, полученными из плазмы крови. В 2022 году была разработана концепция увеличения заготовки плазмы крови для производства лекарственных препаратов на период до 2030 года. На первом этапе реализации — в 2024 году — планируется полностью обеспечить потребность россиян в базовых препаратах крови: альбумине и иммуноглобулинах.
За 2022 год мы нарастили заготовку плазмы в производственных целях почти втрое — с 32,9 до 90 т. Также мы пересмотрели стоимость заготовки 1 л плазмы, снизив ее более чем вдвое: с 20 до 9 тыс. рублей. В этом году нам нужно достичь десятикратного увеличения объема заготовки (от уровня 2021 года) — до 300 т. На 1 октября передано 240 т плазмы крови. Мы сделаем все, чтобы выполнить поставленный целевой показатель.
— Нет ли сейчас проблем с обеспечением донорской кровью пострадавших в ходе специальной военной операции?
— Все потребности населения в донорской крови и ее компонентах полностью обеспечены. Огромный вклад внесли учреждения ФМБА — за 2022 год они увеличили объем заготовленной цельной крови и плазмы на 45% и 46% соответственно.